Далекое и близкое...

ДОБЫВАНИЕ ПРАВДЫ В КРАСКАХ

— Он крепко пожал нам руки и сказал, что очень доволен, что познакомился со мною». У Рузвельта с Верещагиным, разговор сразу же зашел о лихой атаке холма Сан-Хуан на Кубе. Своему избранию президентом Теодор Руз­вельт в значительной степени был обязан участию в этой атаке. Это было единственное военное дело американской армии, кото­рое можно было считать удавшимся за всю кампанию 1898 года против Испании.

Но и у Рузвельта не хватило времени для длительной бе­седы. У него предполагалось заседание кабинета по вопросу о новых броненосцах. Он попросил художника прийти вечером. Вечером разговор снова шел об атаке Сан-Хуана. Президент обещал дать Верещагину свою книгу с описанием похода на Кубу. Рузвельт вел себя очень экспансивно, чертил карандашом планы сражений, подскакивал в кресле, объяснял приемы стрельбы с лошади на полном карьере. Пожимал руку очень энергично, по-военному.

Верещагин обещал запечатлеть на полотне эту дорогую для сердца Рузвельта атаку после своей поездки на Кубу.

 

На Кубе...

Кубинская зима для путешественника-северянина немногим отличалась от лета. Под немилосердным солнцем пальмы скло­няли свои остро очерченные кроны над полями сахарного трост­ника. Следы войны были повсюду.

В портах из воды еще торчали мачты и трубы потопленного американцами испанского флота. Повсюду высились обгорелые развалины испанских поместий и сахарных заводов. В дерев­нях можно было услышать исполняемые под гитару песни о пов­станцах, о Хосе Марти, о «папаше Масимо» (Гомесе), об «огненном Антонио» (Масео). Целые округа были разорены — по местному выражению, «пропущены через саблю».

В довольно обширной литературе о жизни и творчестве Верещагина его поездка на Кубу почти не рассматривается. До недавних пор не было известно точно, когда Верещагин нахо­дился на Кубе. Большинство авторов обычно лишь упоминают, что в 1902 году художник посетил этот остров. Во многом это

объясняется тем, что документальных материалов о Верещагине за эти годы сохранилось очень немного.

Изучая его архив, хранящийся в отделе рукописей Госу­дарственной Третьяковской галереи, а также другие материалы, советскому исследователю Л. А. Шуру удалось установить, что Верещагин был на Кубе в течение 1902 года дважды — с конца февраля по начало апреля и в июле.

Собирая материалы для картин, художник побывал в Гава­не, немало времени провел в Сантьяго и даже, очевидно, объ­ехал весь остров. Об этом свидетельствует письмо его адвоката Г. Макдона, в котором тот пишет, что не в состоянии предста­вить маршрут путешествия Верещагина на Кубе по его торопли­вым и коротким письмам из разных мест.

Большой интерес представляет вопрос — с кем из кубинцев познакомился русский художник во время своих поездок. Пока удалось установить имена лишь двух человек, с которыми, воз­можно, Верещагин был связан на Кубе.

В другом письме, также обнаруженном в архиве художника, говорится, что Верещагину пересылаются несколько рекомен­дательных писем к разным лицам, живущим в Сантьяго. Воз­можно, что дальнейшие поиски в кубинских архивах помогут установить круг знакомых Верещагина на Кубе.

Большой интерес к творчеству Верещагина проявил великий кубинец Хосе Марти. В 1889 году, находясь в эмиграции в Нью-Йорке, он побывал в «Америкен Арт Галери», где с ноября 1888 по январь 1889 года была большая выставка работ Вере­щагина.

Оглавление