Далекое и близкое...
ДОБЫВАНИЕ ПРАВДЫ В КРАСКАХ
— Он крепко пожал нам руки и сказал, что очень доволен, что познакомился со мною». У Рузвельта с Верещагиным, разговор сразу же зашел о лихой атаке холма Сан-Хуан на Кубе. Своему избранию президентом Теодор Рузвельт в значительной степени был обязан участию в этой атаке. Это было единственное военное дело американской армии, которое можно было считать удавшимся за всю кампанию 1898 года против Испании.
Но и у Рузвельта не хватило времени для длительной беседы. У него предполагалось заседание кабинета по вопросу о новых броненосцах. Он попросил художника прийти вечером. Вечером разговор снова шел об атаке Сан-Хуана. Президент обещал дать Верещагину свою книгу с описанием похода на Кубу. Рузвельт вел себя очень экспансивно, чертил карандашом планы сражений, подскакивал в кресле, объяснял приемы стрельбы с лошади на полном карьере. Пожимал руку очень энергично, по-военному.
Верещагин обещал запечатлеть на полотне эту дорогую для сердца Рузвельта атаку после своей поездки на Кубу.
На Кубе...
Кубинская зима для путешественника-северянина немногим отличалась от лета. Под немилосердным солнцем пальмы склоняли свои остро очерченные кроны над полями сахарного тростника. Следы войны были повсюду.
В портах из воды еще торчали мачты и трубы потопленного американцами испанского флота. Повсюду высились обгорелые развалины испанских поместий и сахарных заводов. В деревнях можно было услышать исполняемые под гитару песни о повстанцах, о Хосе Марти, о «папаше Масимо» (Гомесе), об «огненном Антонио» (Масео). Целые округа были разорены — по местному выражению, «пропущены через саблю».
В довольно обширной литературе о жизни и творчестве Верещагина его поездка на Кубу почти не рассматривается. До недавних пор не было известно точно, когда Верещагин находился на Кубе. Большинство авторов обычно лишь упоминают, что в 1902 году художник посетил этот остров. Во многом это
объясняется тем, что документальных материалов о Верещагине за эти годы сохранилось очень немного.
Изучая его архив, хранящийся в отделе рукописей Государственной Третьяковской галереи, а также другие материалы, советскому исследователю Л. А. Шуру удалось установить, что Верещагин был на Кубе в течение 1902 года дважды — с конца февраля по начало апреля и в июле.
Собирая материалы для картин, художник побывал в Гаване, немало времени провел в Сантьяго и даже, очевидно, объехал весь остров. Об этом свидетельствует письмо его адвоката Г. Макдона, в котором тот пишет, что не в состоянии представить маршрут путешествия Верещагина на Кубе по его торопливым и коротким письмам из разных мест.
Большой интерес представляет вопрос — с кем из кубинцев познакомился русский художник во время своих поездок. Пока удалось установить имена лишь двух человек, с которыми, возможно, Верещагин был связан на Кубе.
В другом письме, также обнаруженном в архиве художника, говорится, что Верещагину пересылаются несколько рекомендательных писем к разным лицам, живущим в Сантьяго. Возможно, что дальнейшие поиски в кубинских архивах помогут установить круг знакомых Верещагина на Кубе.
Большой интерес к творчеству Верещагина проявил великий кубинец Хосе Марти. В 1889 году, находясь в эмиграции в Нью-Йорке, он побывал в «Америкен Арт Галери», где с ноября 1888 по январь 1889 года была большая выставка работ Верещагина.