Далекое и близкое...
ДОБЫВАНИЕ ПРАВДЫ В КРАСКАХ
Свои впечатления Марти изложил в статье «Выставка картин русского художника Верещагина», опубликованной в Буэнос-Айресе влиятельной аргентинской газетой «Ла Насьон». Выставка произвела на Марти глубокое впечатление — он писал: «По напряжению, мощи, искренности и эпической широте мы узнаем в картинах Верещагина его родину».
Особое внимание Марти привлекли экспонировавшиеся на выставке картины индийской серии и русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Поэт-патриот, мечтавший об освобождении Кубы, почувствовал гуманизм и свободолюбие творчества художника. По словам Марти, картины Верещагина — протест против несправедливости, против царизма. Он подчеркивает в статье, что и сам Верещагин говорит, что «его искусство служит правде». Хосе Марти увидел на «больших полотнах Верещагина скорбь и надежды России».
В результате двух поездок па Кубу Верещагиным было создано много этюдов, набросков и рисунков.
В Государственном Русском музее в Ленинграде хранится кубинский альбом художника. Привлекают внимание наброски морского берега с островком, затопленного судна в порту, мужской фигуры в плаще у костра и другие. В Николаевском Художественном музее имени В. В. Верещагина находятся этюд «После морского боя. Затопленный испанский флот», этюды палаток и пальм. В Таганрогском краеведческом музее хранится этюд «Крепость С. Яго».
Этюды Верещагина, связанные с его путешествием на Кубу, сравнительно мало привлекали внимание критики. На посмертной выставке Верещагина (в 1904 году) рецензент писал об этих работах: «...Выставлены плоды поездки Верещагина на Филиппины и Кубу. Тут несколько картин обычного его направления... Унылую картину разрушения представляют остатки испанского флота, потопленного американцами». Газета «Новое время» отмечала в своем отзыве об этой же выставке, что этюд «Крепость С. Яго» можно причислить к числу лучших работ художника.
В. В. Верещагин приехал на Кубу в то время, когда остров после окончания испано-американской войны был оккупирован американскими войсками и управлялся американским генерал-губернатором Леонардом Вудом. Кубинская освободительная армия была расформирована еще в 1899 году.
Свои впечатления обо всем увиденном на Кубе художник изложил в статье «Из записной книжки», опубликованной в 1902 году в газете «Новости». Верещагин отмечал, что предоставление Кубе даже формальной «независимости» рассматривалось многими воинствующими американцами как одна из «величайших глупостей, когда-либо правительством Американских Штатов содеянных...»
Русский художник указывал, что «большинство республиканцев, а также и часть демократов, все-таки выпустили из рук богатые острова с сожалением и ворчанием, отразившимися на медленности, с которой трактуется и обсуждается вопрос о сбавке кубинцам пошлин на их сахар — меры, без которой Кубе грозит полное разорение». В Соединенных Штатах, писал Верещагин, «ждут беспорядков в новой кубинской республике и не прочь снова, вмешавшись в дела острова, присоединить его к великой республике».
В. В. Верещагин — художник и гуманист — сумел почувствовать всю опасность, которую представляла для Кубинского народа агрессия США. В заключительной части своей статьи художник пишет о простом народе Кубы, который стремится к подлинной независимости; «Голытьба на Кубе, конечно, сто
ит за свободу и независимость во что бы то ни стало, но сумеет ли она провести: их и направить правительство республики к твердости, неподкупности и нелицеприятности — покажет только будущее».
Будущее показало, что кубинская «голытьба» создала свое правительство «твердости, неподкупности и нелицеприятности», народное правительство во главе с Фиделем Кастро, сделавшее Кубу независимой.