Далекое и близкое...

ДОБЫВАНИЕ ПРАВДЫ В КРАСКАХ

Свои впечатления Марти изложил в статье «Выставка кар­тин русского художника Верещагина», опубликованной в Буэ­нос-Айресе влиятельной аргентинской газетой «Ла Насьон». Выставка произвела на Марти глубокое впечатление — он писал: «По напряжению, мощи, искренности и эпической широ­те мы узнаем в картинах Верещагина его родину».

Особое внимание Марти привлекли экспонировавшиеся на выставке картины индийской серии и русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Поэт-патриот, мечтавший об освобождении Кубы, почувствовал гуманизм и свободолюбие творчества ху­дожника. По словам Марти, картины Верещагина — протест против несправедливости, против царизма. Он подчеркивает в статье, что и сам Верещагин говорит, что «его искусство слу­жит правде». Хосе Марти увидел на «больших полотнах Вере­щагина скорбь и надежды России».

В результате двух поездок па Кубу Верещагиным было со­здано много этюдов, набросков и рисунков.

В Государственном Русском музее в Ленинграде хранится кубинский альбом художника. Привлекают внимание наброски морского берега с островком, затопленного судна в порту, муж­ской фигуры в плаще у костра и другие. В Николаевском Ху­дожественном музее имени В. В. Верещагина находятся этюд «После морского боя. Затопленный испанский флот», этюды палаток и пальм. В Таганрогском краеведческом музее хранится этюд «Крепость С. Яго».

Этюды Верещагина, связанные с его путешествием на Кубу, сравнительно мало привлекали внимание критики. На посмерт­ной выставке Верещагина (в 1904 году) рецензент писал об этих работах: «...Выставлены плоды поездки Верещагина на Филиппины и Кубу. Тут несколько картин обычного его нап­равления... Унылую картину разрушения представляют остатки испанского флота, потопленного американцами». Газета «Новое время» отмечала в своем отзыве об этой же выставке, что этюд «Крепость С. Яго» можно причислить к числу лучших работ художника.

В. В. Верещагин приехал на Кубу в то время, когда остров после окончания испано-американской войны был оккупирован американскими войсками и управлялся американским генерал-губернатором Леонардом Вудом. Кубинская освободительная армия была расформирована еще в 1899 году.

Свои впечатления обо всем увиденном на Кубе художник изложил в статье «Из записной книжки», опубликованной в 1902 году в газете «Новости». Верещагин отмечал, что предо­ставление Кубе даже формальной «независимости» рассматри­валось многими воинствующими американцами как одна из «ве­личайших глупостей, когда-либо правительством Американских Штатов содеянных...»

Русский художник указывал, что «большинство республи­канцев, а также и часть демократов, все-таки выпустили из рук богатые острова с сожалением и ворчанием, отразившимися на медленности, с которой трактуется и обсуждается вопрос о сбавке кубинцам пошлин на их сахар — меры, без которой Кубе грозит полное разорение». В Соединенных Штатах, писал Вере­щагин, «ждут беспорядков в новой кубинской республике и не прочь снова, вмешавшись в дела острова, присоединить его к великой республике».

В. В. Верещагин — художник и гуманист — сумел почувст­вовать всю опасность, которую представляла для Кубинского народа агрессия США. В заключительной части своей статьи художник пишет о простом народе Кубы, который стремится к подлинной независимости; «Голытьба на Кубе, конечно, сто

ит за свободу и независимость во что бы то ни стало, но сумеет ли она провести: их и направить правительство республики к твердости, неподкупности и нелицеприятности — покажет толь­ко будущее».

Будущее показало, что кубинская «голытьба» создала свое правительство «твердости, неподкупности и нелицеприятности», народное правительство во главе с Фиделем Кастро, сделавшее Кубу независимой.

 

Оглавление