Далекое и близкое...
ДОБЫВАНИЕ ПРАВДЫ В КРАСКАХ
Искусство и чистоган
Жена художника Лидия Васильевна писала в 1902 году мужу в Америку: «Граф Толстой мне сказал, что слышал, что твои картины в Америке пользуются громадным успехом. Говорит, имеет сведения оттуда. (Вероятно, он слышал о Чикаго)».
Верещагин отвечал: «Я только что воротился в Вашингтон с Кубы и иду завтракать к президенту Рузвельту... Приехавши с Кубы, я перевел часы, да неверно — на целый час назад против того, что следует,— и пришел к президенту завтракать целым часом позже, чем он звал... Рузвельт хотел состряпать что-нибудь вроде скороспелого завтрака, но я отказался и поел в ресторане...»
Собственно говоря, художник собирался писать «Штурм Сан-Хуана» в Москве, в своей мастерской, в Нижних Котлах. Но участники штурма не хотели ждать. Верещагин стал работать в Вашингтоне и писал при офицерах с их семьями. «Зато будет больше характера»,— заметил он с некоторой грустью.
Обстановка спешки и работа в присутствии заказчика повлияли на художника. Возможно, что в Москве он отнесся бы к чисто батальной сцене с большей иронией, чем в Вашингтоне. В Америке картина получилась несколько парадной. Русская печать отметила это, как неудачу художника. В США картина имела большой успех.
Интересна дальнейшая судьба этого полотна. Администратор, устраивавший выставки Верещагина, смекнул, что «Штурм Сан-Хуана» может принести ему немалый доход. И он объявил картину... своей собственностью! Адвокат, к которому обратился автор, неожиданно пришел в восторг от ловкой выдумки мошенника.
— Теперь никакой суд не вернет вам картину,— сказал он,— потому что у вас нет документов, подтверждающих ваше право собственности.
— Но сам президент позировал мне для этой картины!
— Не имеет значения для суда. Картина находится в руках жулика, и юридически он неуязвим. Надо было в свое время подписать с ним контракт.
— Ну знаете, я ведь все-таки художник, а не бакалейный торговец! — возмущенно сказал Верещагин.
Положение с заработками у него было отнюдь не из блестящих. С деньгами в доме Верещагиных всегда было туго. Всегда неотложные долги, какие-то срочные платежи, а денег нет.
За границу продавать картины Верещагин не хотел, в России же картины хотя и продавались, но не очень ходко, да и платили за них мало. А. расходы по поездкам были большие.
О тяжелом материальном положении художника и его семьи в 1900-х годах свидетельствует письмо Лидии Васильевны к приятелю семьи В. А. Киркору: «Многоуважаемый Василий Антонович, очень прошу Вас прочитать прилагаемое здесь письмо и телеграммы... Прошу Вас об этом потому, что мне хочется, чтобы Вы знали, почему я Вас так просила об устройстве передачи «Серебряного Бора» и получения за него, если можно, 1000 рублей. Таких и еще более отчаянных писем у меня масса. Во время получения этих писем и телеграмм я была в денежном отношении в еще более худшем положении, чем сам Василий Васильевич»...