Далекое и близкое...
ДОБЫВАНИЕ ПРАВДЫ В КРАСКАХ
Винты еще работали, размахивая в воздухе своими крыльями, еще мгновение — и на месте броненосца образовалась огненная воронка: «Петропавловск» исчез в пучине...» Чудом спасшийся минный офицер Иениш вспоминал: «Громадная стальная стрела на спардеке, для подъема шлюпок, на которой только что остановился взгляд, исчезает из глаз — я слышу над головой лишь басистый вой... Взрывом ее метнуло на корму, и место, где стояли еще люди и Верещагин, было пусто — их раздробило и смело...»
Верещагин погиб на посту, так же, как адмирал Макаров. Он прожил нелегкую жизнь. «Я лично всю жизнь буквально вырывал у себя куски мяса,— писал Верещагин,— горстями ел хинин от постоянной лихорадки, и она, то есть эта самая лихорадка, как я хорошо в этом убедился,— плод невероятных усилий над собой, производимых для добывания правды в красках, силы и натуральности в сюжетах. Четверти того, что я видел, я не выразил...»
С тех пор прошло почти семьдесят лет, но образ русского художника, статного человека с седой бородой, стоящего на борту обреченного броненосца с записной книжкой в руках, останется в веках как памятник труду, мастерству и долгу. Верещагин был неутомимым собирателем материала, отважным путешественником, не раз бывавшим в самом огне войны для того, чтобы заклеймить войну.
|