Далекое и близкое...
ДОБЫВАНИЕ ПРАВДЫ В КРАСКАХ
Однако на основе именно таких показаний действовали американские офицеры...»
Возможно, что начало именно такого допроса зарисовал В. В. Верещагин в своей работе «Допрос перебежчика». Несколькими чертами передана обстановка душной тропической ночи и напряженная фигура несчастного, попавшего в руки "озлобленных и свирепствующих офицеров.
Художник-свидетель вряд ли особенно устраивал американских оккупантов на Филиппинах, Позже, уже находясь в Японии, Верещагин писал, что «не забыл еще пытки, вынесенной не очень давно при досмотре моего художественного скарба американскою таможнею в Маниле». Не исключена возможность, что некоторые зарисовки художника остались в руках таможенников.
И вот Верещагин снова на земле США. 1902 год. Толпы осаждают выставки великого русского мастера кисти. Но уровень художественных вкусов за прошедшее десятилетие не повысился. Только на этот раз в большом спросе были не крупные полотна художника, а портативные пейзажи Кремля. Верещагин сделал несколько десятков кремлей, которые покупались по самой высокой цене. Американский образ жизни не радовал Верещагина. В поездах «цветные джентльмены и леди сидят обыкновенно в отдельных вагонах, как парии»,— сообщал Верещагин.
— Когда это кончится, как вы думаете? — спросил Василий Васильевич у французского посла.
— О! Никогда! — ответил тот уверенным голосом.
Верещагин записал в дневнике: «Победа над Испанией, которую они по этому случаю не прочь считать за великую державу, очевидно, вскружила немного голову даже практическим янки, не стесняющимся говорить, что при нужде они готовы помериться с кем угодно и даже со сколькими угодно вместе».
Военный барабан бил все громче, Америка готовилась вести глобальную политику. Строился новый флот.
Верещагин записывал: «Нельзя не заметить изрядной дозы шовинизма, овладевшего многими умами...» Он предложил водить на свою выставку детей по сниженной цене, как это было принято во всем мире, но получил ответ, пишет он, что картины его «способны отвратить молодежь от войны, а это, по словам этих господ, нежелательно...»
Дети в парках и на улицах играли в войну — «ни дать ни взять как в Германии». Но если в «фатерланде» немецкой солдатчины дети маршировали «гусиным шагом», то в Америке дети стреляли из игрушечных кольтов и нападали на прохожих из-за кустов на полном скаку, как «дикие всадники» — кавалерийский отряд президента Теодора Рузвельта в последнюю войну на Кубе.
Рузвельт принял Верещагина в голубой гостиной Белого дома. Василий Васильевич уже не в первый раз переступал его порог. В 1892 году он был принят президентом Кливлендом. Тот был олицетворением эпохи обогащения и вышел к Верещагину в конторских нарукавниках до локтей. С озабоченным
видом пожал руку художника, сказал несколько слов о том, что слышал про успех картин на выставках, извинился за спешку и ушел, как бизнесмен в разгаре биржевой лихорадки.
Теодор Рузвельт вел себя, как бравый командир полка. «Быстро вышел полный, довольно высокий человек, коротко остриженный, порядочно прищурившийся из-под золотого пенсне,— писал Верещагин.