Далекое и близкое...

ПАПАША НАДАР


 

 

«Замените круглую бомбу цилиндро-коническим снарядом. Полечу внутри. При­буду пароходом «Атланта». Мишель Ардан».

Те, кто читали роман Жюля Верна «С Земли на Луну», помнят эту теле­грамму и вызванную ею сенсацию. Чле­ны фантастического «Пушечного клуба» собирались выстрелить в Луну ядром. Ардан предложил отправить в снаряде людей.

В главе «Пассажир «Атланты» автор дал подробное описа­ние Мишеля Ардана — описание настолько-живое, что оно ка­жется списанным с натуры: «Это был человек лет сорока двух, высокого роста, но уже слегка сутуловатый, подобно кариати­дам, которые на своих плечах поддерживают балконы. Крупная львиная голова была украшена копной огненных волос, и он встряхивал ими порой, точно гривой. Круглое лицо, широкие скулы, оттопыренные щетинистые усы и пучки рыжеватых во­лос на щеках, круглые, близорукие и несколько блуждающие глаза придавали ему сходство с котом. Но его нос был очерчен смелой линией, выражение губ добродушное, а высокий умный лоб изборожден морщинами, как поле, которое никогда не от­дыхает».

Портрет «энергичного безумца» Ардана действительно взят Жюлем Верном из жизни. Ардан не кто иной, как всемирно известный парижский фотограф, карикатурист, романист, жур­налист, изобретатель и воздухоплаватель Феликс Надар, родившийся 20 апреля 1820 года в Париже.

Во второй половине прошлого века псевдоним Надар (под­линная фамилия этого неуемного человека была Турнашон) стал синонимом всего фантастически грандиозного. Не прохо­дило года, чтобы Надар не поражал Париж каким-нибудь новым необыкновенным предприятием.

Это было время расцвета точных наук и техники. Но Надара не тянуло к теоретическим изысканиям. Он брался за все и, потерпев поражение, немедленно возобновлял свои опыты в рас­ширенном масштабе.

Феликса Надара считают одним из отцов современной худо­жественной фотографии. Именно художественной, потому что съемка обычных для того времени дагерротипных портретов в неестественных, парадных позах была ему совершенно чужда. Надар снимал новым, «мокрым» способом, на влажную пла­стинку, и при этом добивался удивительных результатов. Его портреты знаменитых современников — писателей Александра Дюма-отца, Жорж Занд, композиторов Фредерика Шопена, Фе­ренца Листа, художников Онорэ Домье, Гюстава Курбэ, Эжена Делакруа — поражают своим реализмом. Надар не скрывает ничего — ни морщин, ни волосков, ни складок кожи. Путем очень искусного, комбинированного освещения с использованием мало изученного тогда электричества (вольтовой дуги с рефлек­торами, выкрашенными мелом) Надар делал портреты людей такими, какими их видел человеческий глаз.

Если бы вы жили в те времена и вам пришло бы в голову «запечатлеть навеки свое подобие» в ателье Надара, вам пришлось бы отправиться в тряском фиакре на улицу Анжу. Вас ввели бы в зал с потолком в пять метров высотой — прообраз нынешних кинопавильонов, куда можно было ввезти коляску с лошадьми и снимать массовые сцены. Стеклянный потолок, огромные матовые лампы с автоматическим включением углей давали самые разнообразные эффекты освещения.

Оглавление