Далекое и близкое...
ПАПАША НАДАР
|
«Замените круглую бомбу цилиндро-коническим снарядом. Полечу внутри. Прибуду пароходом «Атланта». Мишель Ардан».
Те, кто читали роман Жюля Верна «С Земли на Луну», помнят эту телеграмму и вызванную ею сенсацию. Члены фантастического «Пушечного клуба» собирались выстрелить в Луну ядром. Ардан предложил отправить в снаряде людей.
В главе «Пассажир «Атланты» автор дал подробное описание Мишеля Ардана — описание настолько-живое, что оно кажется списанным с натуры: «Это был человек лет сорока двух, высокого роста, но уже слегка сутуловатый, подобно кариатидам, которые на своих плечах поддерживают балконы. Крупная львиная голова была украшена копной огненных волос, и он встряхивал ими порой, точно гривой. Круглое лицо, широкие скулы, оттопыренные щетинистые усы и пучки рыжеватых волос на щеках, круглые, близорукие и несколько блуждающие глаза придавали ему сходство с котом. Но его нос был очерчен смелой линией, выражение губ добродушное, а высокий умный лоб изборожден морщинами, как поле, которое никогда не отдыхает».
Портрет «энергичного безумца» Ардана действительно взят Жюлем Верном из жизни. Ардан не кто иной, как всемирно известный парижский фотограф, карикатурист, романист, журналист, изобретатель и воздухоплаватель Феликс Надар, родившийся 20 апреля 1820 года в Париже.
Во второй половине прошлого века псевдоним Надар (подлинная фамилия этого неуемного человека была Турнашон) стал синонимом всего фантастически грандиозного. Не проходило года, чтобы Надар не поражал Париж каким-нибудь новым необыкновенным предприятием.
Это было время расцвета точных наук и техники. Но Надара не тянуло к теоретическим изысканиям. Он брался за все и, потерпев поражение, немедленно возобновлял свои опыты в расширенном масштабе.
Феликса Надара считают одним из отцов современной художественной фотографии. Именно художественной, потому что съемка обычных для того времени дагерротипных портретов в неестественных, парадных позах была ему совершенно чужда. Надар снимал новым, «мокрым» способом, на влажную пластинку, и при этом добивался удивительных результатов. Его портреты знаменитых современников — писателей Александра Дюма-отца, Жорж Занд, композиторов Фредерика Шопена, Ференца Листа, художников Онорэ Домье, Гюстава Курбэ, Эжена Делакруа — поражают своим реализмом. Надар не скрывает ничего — ни морщин, ни волосков, ни складок кожи. Путем очень искусного, комбинированного освещения с использованием мало изученного тогда электричества (вольтовой дуги с рефлекторами, выкрашенными мелом) Надар делал портреты людей такими, какими их видел человеческий глаз.
Если бы вы жили в те времена и вам пришло бы в голову «запечатлеть навеки свое подобие» в ателье Надара, вам пришлось бы отправиться в тряском фиакре на улицу Анжу. Вас ввели бы в зал с потолком в пять метров высотой — прообраз нынешних кинопавильонов, куда можно было ввезти коляску с лошадьми и снимать массовые сцены. Стеклянный потолок, огромные матовые лампы с автоматическим включением углей давали самые разнообразные эффекты освещения.