Далекое и близкое...
ПАПАША НАДАР
— Вперед, на Севастополь! Возвращайтесь с победой! Да здравствует император!
Рыжий человек не снимает своего цилиндра. Он стоит прислонившись к столбу, скрестив руки на груди.
—- Мосье,— возмущенно замечает ему дама в красной шляпке,— вы ведете себя не как француз!
Рыжий человек любезнейшим образом снимает цилиндр и низко кланяется.
— Перед вами, мадам, я готов даже встать на колени!
— Но, мосье... мосье...
— Надар, с вашего разрешения!
Это имя проносится по всему кафе. Сам Надар здесь! Знаменитый Надар! Великий Надар! В 50-х годах имя Надара гремело по Парижу.
Он не поехал в Севастополь, но его ателье превратилось в подлинный клуб, где постоянно встречались самые популярные писатели, артисты, изобретатели и художники. Парижские студенты называли его «папаша Надар». На стенах кабачков в латинском квартале красовались дружеские шаржи на «папашу Надара». Изображался он то верхом на фотокамере, то с фотокамерой на спине. В кафе на Елисейских полях повсюду лежал его журнал «Пантеон Надар» с карикатурами на современников. Впоследствии «Пантеон» стал первым фотожурналом во Франции.
«Панаша» был завсегдатаем кафе и кабачков. Его рыжая шевелюра мелькала в самых дешевых заведениях этого рода, где постоянно шумели студенты, непризнанные художники, их "подруги и поклонники.
Еще в 1841 году он написал об этой буйной молодежи роман «Платье. Дежаниры» — роман, который впоследствии вдохновил писателя Анри Мюрже на создание «Сцен из жизни богемы», а композитора Пуччини — на сочинение известной оперы «Богема».
Ночью в крутых переулках Монмартра можно было увидеть процессию студентов, художников и их натурщиц. Впереди шли оркестр мандолинистов и приплясывающие молодцы с трещотками. Затем на плечах толпы, осененный огромной картонной моделью фотокамеры, плыл «папаша Надар». Крылья мельницы де ла Галетт медленно вращались над его рыжей головой.
— Друзья! — восклицал он.— Какая панорама! Жаль, что я еще не придумал, как снимать ночь, но, клянусь вам, я запечатлею ночной Монмартр на пластинке, и вы увидите самих себя среди этих феерических закоулков! Фотокамера может все! Париж будет увековечен на стекле! Вперед, друзья, нас ждет двадцатый век!
— Да здравствует Надар! — кричали студенты.
В кабачках на Монмартре Надар встретился с плеядой молодых художников, проповедовавших «светлую живопись».
— Вон из темных студий! — таков был их лозунг.—
Ближе к природе, к воздуху, к солнцу! К черту академию! Кто запретит мне
написать на переднем плане картины спину своей