Далекое и близкое...
ПАПАША НАДАР
Нинон, если я вижу пейзаж через ее плечо? А знаете ли вы, папаша Надар, что
отраженный солнечный свет вовсе не золотой, а серебристый? А знаете ли вы, что
тени в природе вовсе
не черные, а самых разнообразных оттенков?
Кому все это знать, как не Надару? Ведь именно он был поклонником «светописи» и много лет стремился отразить на пластинке людей в их «естественном состоянии». Вы не успели бы заметить, в какой момент этот словоохотливый фотограф снял ваш портрет. Он никогда не говорил своим клиентам «спокойно, снимаю!..» Он фотографировал их неожиданно.
— Я снимаю не портреты, а жизнь,— сказал он как-то надоедливому спорщику, который пытался его убедить, что портретное искусство не терпит «вольностей».
И он предоставил свою галерею-мастерскую для первой выставки молодых бунтарей-художников, в числе которых были позднее знаменитые Клод Монэ, Камилл Пизарро, Эдгар Дега, Огюст Ренуар и другие.
Но уже в середине 50-х годов у Надара появилось новое увлечение — воздухоплавание.
В то время летали только на воздушных шарах. Считалось, что единственным разумным принципом воздухоплавания может быть только принцип «легче воздуха». Газ должен поднять человека на высоту птичьего полета.
Как известно, воздушные шары запускались в России еще в середине XVIII века.
В конце того же столетия поднялся в воздух шар француза Монгольфье, движимый горячим воздухом. Шары эпохи Надара наполнялись водородом.
В 1856 году неутомимый «папаша Надар» поместил в корзину воздушного шара сундучок, чтобы перед аэрофотосъемкой заряжать камеру мокрой коллодиевой пластинкой. Тяжелая камера была укреплена в неподвижном положении — и Надар полетел снимать!
При выдержке, которая длилась почти минуту, снимать на поднимающемся шаре было нелегко. И тем не менее Надар сфотографировал Париж с высоты птичьего полета. Снимок получился превосходный. Мы и сейчас можем увидеть сверху город, который так увлекательно описал Эмиль Золя в своем романе «Чрево Парижа». На этом снимке еще нет прославленного силуэта Эйфелевой башни.
Надар поднимался в воздух несколько раз. Рассматривая отчетливый отпечаток снимка деревни ПтиВисетр, он пришел к мысли заменить топографические карты аэрофотоснимками. И он отправился с фотоаппаратом и воздушным шаром в итальянский поход 1859 года.
В 1863 году тяга Надара ко всему грандиозному нашла свое выражение в создании колоссального воздушного шара «Гигант». Этот шар был сенсацией. Сшитый из тысячи кусков шелка, он в надутом виде превосходил размерами громадный купол парижской биржи. Вместо корзины к нему подвесили целый дом. На борту этого сооружения находились фотолаборатория, склад продуктов и даже сигнальная пушка. Пассажиров было 13 человек.
Полмиллиона парижан собралось любоваться полетом этого чудовища.
— Это Левиафан,— говорили в толпе,— он не поднимется!
— Поднимется! Надар не может не подняться!