Далекое и близкое...

ПАПАША НАДАР

Он был назначен начальником военно-воздушной службы. В октябре 1870 года Надар руководил полетом Леона Гамбетты на воздушном шаре через расположение пруссаков.

Но к этому времени «папаша Надар» уже утратил веру в будущее воздушных шаров. Еще в 1865 году он выпустил книгу с горделивым названием «Право летать», где высказался в пользу принципа «тяжелее воздуха». Он предвидел победу самолета над аэростатом. Но авиаконструктором он не стал. Через несколько лет в далекой для него России Александр Мо­жайский создал первый в мире аэроплан.

Жголь Берн всегда знал все мысли и планы своего друга. Под влиянием Надара он написал прославивший автора роман «Пять недель на воздушном шаре». Отголосок горячих споров того времени — соперничество «дяди Прудента» и инженера Робура в романе Жюля Верна «Робур-Завоеватель». В этом романе самолет побеждает воздушный шар.

Жюль Берн был не только мечтателем. Он активно про­пагандировал самолеты и даже стал одним из учредителей «Общества сторонников летательных аппаратов тяжелее воз­духа».

Общество, основанное Надаром и его соратниками, вело яро­стную полемику с приверженцами водородных «баллонов».

Но увлекаясь воздухоплаванием, Надар не прекращал своего самого любимого занятия — фотографии.

В 1891 году москвичи познакомились с творчеством Надара. «Журнал французской выставки в Москве» сообщал: «В разделе фотографий среди экспонатов в первом ряду мы должны поста­вить г-на Надара. Г-н Надар выставил целую серию портретов истинно художественной работы...»

Надар прожил долгую жизнь.

В двадцатом столетии любознательные путешественники, приезжавшие в Париж, считали обязательным посетить «па­пашу Надара» как одну из достопримечательностей «столицы мира».

Надар уже передал свое фотоателье сыну. Сам он писал воспоминания. Они были напечатаны под названием «Когда я был фотографом». Гостей он любил и в разговоре все так же размахивал руками.

— Уверяю вас, наступит день, когда дети будут летать в школу прямо с балконов своих домов! Я ясно представляю себе нечто вроде воздушного велосипеда, но, конечно, с мотором.

Прогресс непобедим, господа! Поток остановить нельзя, его можно только временно запрудить!

Надар дождался осуществления человеческого «права ле­тать» и увидел аэропланы. После перелета Блерио и Латама через Ламанш он послал им поздравление. Первые авиаторы заявили корреспондентам, что это наиболее ценное поздравление из всех, ими полученных.

Увидел он и первые кинофильмы — искусство снимать дви  жение, к которому он стремился много лет, изготовляя «серий      ные фото». Это были многократные снимки одного и того же человека, которому представлялась возможность двигаться во время съемки. Таким способом сын Надара сфотографировал беседу своего отца со столетним французским химиком Шеврелем, изобретателем стеариновой свечи. К сожалению, Надар на этих снимках сидит спиной к объективу.

Как это ни странно, но фотографий самого Феликса Надара осталось очень мало. Интересный портрет был сделан в день, когда Надару исполнилось 90 лет, за несколько месяцев до смерти.

15 апреля 1910 года петербургский журнал «Всемирная панорама» оповестил читателей: «Печальное событие облекло на днях в траур всех воздухоплавателей: в Париже скон­чался Феликс Турнашоп, более известный под именем Надар...»

Оглавление