Далекое и близкое...

ПОДЛИННАЯ ИСТОРИЯ КОЛОМБЫ

 

Невеста Мериме

Безусловно, Мериме видел эту могилу еще живой Коломбы. Он объездил всю Корсику и был свидетелем того, какой накал получила родовая война между Карабелли — Бартоли и Дураццо. Три недели он жил в Фоццано и любовался его двумя башнями. «На двух противоположных концах площади стоят два высо­ких, но узких здания, — пишет Мериме, — сложенных из гра­нита и сланца. Это башни двух враждующих семейств — делла Реббиа и Барриччи. Они одинаковой архитектуры, равной вы­соты и видно, что судьба еще не решила, кто из давних сопер­ников должен одержать верх».

Мериме переименовал род Дураццо в Барриччи, а деревню Фоццано в Пьетранеру. Но это не мешает ему широко исполь­зовать виденные им картины и записывать лично слышанные ис­тории. Одна из таких историй — история о «двойном выстреле», которым Орсо-Антонио убил своих противников, — заимствова­на из другой вендетты, в другом районе Корсики.

В повести «Коломба» враги нападают на героя из засады и вынуждают его отстреливаться. В жизни же братья Коломбы не вняли ее призывам и прекратили вендетту. Франсуа-Антуан остался неотмщенным.

У Мериме Коломба получает полное удовлетворение. Она го­ворит умирающему старику, своему главному врагу: «Ветви об­рублены, и если бы ствол не сгнил, я бы вырвала и его... Не жа­луйся, тебе недолго страдать. А я страдала два года».

Это свирепое замечание вполне в духе подлинной Коломбы. Но на самом деле она на старости лет высказалась иначе и по другому адресу.

Корсиканские власти много лет старались утихомирить «вои­тельницу». Она требовала мести. Несколько раз ее заставляли подписывать «мирные договоры». В последний раз она отказа­лась от примирения.

— Я подпишусь только в том случае, — сказала она, — если моих братьев повесят... Они трусы, они отказались от вендетты. Коломба умерла в 1861 году, 93 лет от роду. За двадцать один год до ее смерти во Франции была напеча­тана повесть, которая носила ее имя и прославилась по всей Ев­ропе.

Нет сомнений, что Коломба знала об этой повести и, может быть, даже читала ее. Но отношения между ней и автором пове­сти были несколько натянуты. Дело в том, что, находясь на Кор­сике, Мериме едва не стал зятем своей героини. Он просил у Коломбы руки ее дочери Катерины и получил отказ. Почтенная «глава рода» не нашла ничего привлекательного в начинающем литераторе, служившем чиновником во второстепенном ведом­стве. Катерина вышла замуж за своего земляка Жозефа Истриа. Вероятно, портрет Коломбы в повести списан с ее дочери Кате­рины.

 

Последнее письмо

Более полувека назад французский журналист Тибо посетил деревню Фоццано. Он познакомился с внучками и правнучками Коломбы. Неожиданно ему показали пожелтевшее письмо, напи­санное изящным почерком Проспера Мериме и датированное 1855 годом.

Мериме адресовался к «госпоже Коломбе Бартоли, урожден­ной Карабелли, в доме М. Жозефа Истриа, Ольмето Корсика». В этом письме вежливо сообщалось, что Мериме не в состоянии устроить во Франции ее зятя и советует ему не покидать Кор­сику. Общий тон письма вежливый, но сухой.

Оглавление