Далекое и близкое...
ДЕВА СВОБОДЫ
Он щастливо начал — 28 лет, оторванная рука, цель великодушная! Отныне и мертвый или победитель он принадлежит Истории...» Ипсиланти в этой экспедиции не суждено было стать ни мертвым, ни победителем.
Добровольцы обучались с палками на площадях и пустырях Одессы и Кишинева. По дорогам Бессарабии двигались подводы с повстанцами в «арнаутских» костюмах — красных и синих безрукавках, широчайших шароварах, перепоясанных цветными поясами, из-за которых торчали рукоятки пистолетов и кинжалов. Над их головами колыхались длинные стволы кремневых ружей, изукрашенных инкрустациями. Звучал гимн революции, написанный когда-то мучеником свободы Рига Валестинли, «Деуте падес тон эллипон!»:
Воспряньте, Греции народы, День славы наступил, Докажем мы, что грек свободы И чести не забыл!..
«День славы наступил» — буквальное повторение одной из известных строчек «Марсельезы». Царская цензура не заметила этих строк, напечатанных в переводе Н. Гнедича в журнале «Вестник Европы».
Ипсиланти вступил в Яссы как триумфатор. «День славы» греческих патриотов ознаменовался его прокламацией к народам Балканского полуострова: «...Братья наши и друзья везде готовы. Сербы, сулиоты и весь Эпир с оружием в руках нас ожидают... Итак, да огласятся горы Эллады звуком военной нашей
трубы и долины страшным звуком оружия нашего. Европа удивится доблестям, а тираны, трепеща и бледнея, избегут от лица нашего... Итак, к оружию, друзья! Отечество нас призывает!»
В этой же прокламации Ипсиланти многозначительно упоминал о некоей великой державе, которая «одобряет сей подвиг великодушный». Ни для кого не было сомнений, что эта великая держава — Россия.
«Греция восстала и провозгласила свою свободу»,— восторженно сообщал двадцатидвухлетний Пушкин из Кишинева. «Греки стали стекаться толпами,— писал он,— под его (Ипсиланти.— В. В.) трое знамен, из которых одно трехцветное, на другом развевается крест, обвитый лаврами с текстом «сим знаменем победиши»; на третьем изображен возрождающийся феникс».
Сигнал Ипсиланти был услышан в Греции. В разных пунктах Пелопонеса вспыхнули восстания. В городе Каламе возникло временное правительство.
Но Ипсиланти не спешил иа юг. «Что ж медлит ужас боевой, что ж битва первая еще не закипела?» — нетерпеливо вопрошал Пушкин. Начали обнаруживаться слабые стороны «безрукого князя» — его нерешительность, вялость, претензии на единоличную славу. Суть народных движений на Балканах была ему недоступна, рассчитывал он преимущественно на помещиков, духовенство и на немедленную помощь Александра. Как же вел себя царь?
В это время шел конгресс «Священного союза» в Лайбахе. Александр I писал А. Н. Голицыну из Лайбаха в выражениях почти панических: «Ипсиланти в письме ко мне открыто заявляет, что он принадлежит к тайному обществу, основанному с целью освобождения и возрождения Греции. Но все тайные общества в конечном счете приводят к парижскому центральному комитету. Пьемонтская революция имеет ту же цель. Это создание еще одного очага для проповеди того же учения в надежде парализовать результаты христианских начал, исповедуемых Священным союзом...»
Мифический «парижский комитет» так испугал Александра I, что он распорядился немедленно уволить «безумного» Ипсиланти с русской службы. Напрасно либерал Каподистрия пытался уговорить царя двинуть войска за Прут. Меттерних был для Александра I