Далекое и близкое...
КЛИЧ ИЗ ДОЛОРЕС
На площади появились гренадеры, перешедшие на сторону повстанцев. Их офицеры с обнаженными саблями наводили порядок.
— Куда сейчас, сеньор священник? — иронически спросил капитан, прикладывая пальцы к треуголке, словно стоял перед генералом.
— Куда? О, друзья! К тюрьме, конечно!
Идальго подобрал рукой полы сутаны и энергичной поступью двинулся к тюрьме. Стража растерялась. Огромный ключ, вымазанный салом, повернулся в замке, и заключенные вышли на свободу. Вместо них были заключены девятнадцать испанских торговцев-спекулянтов.
Через три часа у Идальго были уже вооруженные силы.
Шестьсот человек с копьями, старыми шпагами, пращами и камнями готовы были двинуться в поход. Женщины наспех пекли кукурузные лепешки. Мальчики ссыпали в мешки сушеное мясо и овощи. На огородах и в рощах добровольцы выкапывали давно спрятанные от испанцев в земле тяжелые пиратские сабли и кинжалы прошлого века.
Многие тысячи последователей Идальго являлись в течение следующих месяцев прямо с серебряных рудников, поломав оборудование и предав огню конторы и дома начальников. Рабочие и меткие стрелки-охотники из поместий были лучшими бойцами в повстанческой армии. Но основной массой этой армии были арендаторы — пеоны и батраки. Они шли скопом, не зная военного строя, засыпая противника градом камней. За ними следовали скрипучие повозки с женщинами — «солдатками». На эти повозки были погружены переносные очаги, кухонная посуда, продукты, порох и пули. Длинный поезд, похожий на процессию, шел от поместья к поместью, и на каждом привале количество бойцов увеличивалось, как снежный ком.
Идальго повел свое воинство в Атотонилько. Там он взял в церкви хоругвь, на которой довольно неуклюже была изображена гвадалупская богоматерь.
Это необычная богоматерь. Она изображается очень смуглой, с индейскими чертами лица. У хитроумных «отцов церкви» хватило смекалки облачить богородицу в простую холщовую одежду бедных пеонов. С тех пор она считается покровительницей «цветных» и получила ласкательное прозвище «Ла Индита», то есть «индианочка».
Идальго нужно было знамя, за которым пошли бы и индейские крестьяне, и креолы, и метисы-горожане, и хуторяне. Гвадалупская богоматерь была как бы местной уроженкой. Она стала национальным знаменем простых мексиканцев того времени. Люди Идальго опустились на колени, и он благословил их на восстание гвадалупской «индианочкой».
В тот же вечер без сопротивления сдался Сан-Мигель-эль-Граиде. Здесь Идальго объявил привал и впервые создал административный орган — «правящую хунту» для этого местечка. Офицеры с удивлением начали убеждаться в том, что почва в этой части Мексики пропитана ненавистью настолько, что достаточно было искры для большого пожара. Испанские власти растерялись. Гарнизоны переходили на сторону народа. Идея Идальго «первыми напасть на гачупинов» перестала казаться авантюрой. 21 сентября повстанческие отряды со стрельбой, криками и музыкой вступили в Селайю — городок размером побольше, чем Долорес или Сан-Мигель. И здесь сопротивления не было. Две роты «полка королевы» перениш к повстанцам.