Далекое и близкое...

КЛИЧ ИЗ ДОЛОРЕС

А что же делать, сеньор священник? — спросил Альенде.

   Напасть на гачупинов (испанцев),— отвечал Идальго.— Я сегодня же призову все население, всех моих терпеливых прихожан...

   Индейцев?! — воскликнул Альенде, поднимаясь со стула.

   Да, я об этом думал уже давно, сеньор капитан.

   Послушайте только,— проговорил Альенде, глядя на Идальго так, как будто этот скромный священник из местечка Долорес оказался вдруг самим Наполеоном,— вот пагубные последствия рассуждений в уединенном кабинете! Что вы гово­рите, дон Мигель?

   Я уже сказал вам. Поднять индейцев и метисов.

   Во имя господа, знаете ли вы, что делаете? Начнется всеобщая резня!

   Да, сеньор капитан, кровь прольется, потому что никогда еще деспоты не уступали без кровопролития. И все-таки этот материк будет независим!

   II это говорит священник...

   Да, сеньоры, я подниму знамя против тиранов во имя господа и божественной справедливости! Другого пути у нас­ нет!

Альенде был одаренным офицером. Он понял только одно: другого пути и в самом деле нет. Заговорщики-офицеры мечта­ли устроить «белую революцию», подобную революциям в Юж­ной Америке. Они хотели организовать военную «хунту» и обойтись, по возможности, без пролития крови. Но кто сейчас будет сражаться с войсками вице-короля? Небольшая группа заговорщиков? «Мы открываем плотину индейской мести,— ду­мал он,— и пусть хранит нас бог!..»

Не так думал Идальго. Величайшей заслугой этого священ­ника было то, что он не поколебался обратиться к индейцам и метисам в то время, как креольские «белые» революционеры в Южной Америке боялись масс и стремились сохранить власть помещиков, плантаторов и церкви. И народ Мексики восстал.

16 сентября 1810 года в пять часов утра небольшой колокол на башне церкви в Долорес, который теперь берегут в Мекси­ке как национальную реликвию, был приведен в движение ру­кой Идальго.

Оглавление