Далекое и близкое...
КЛИЧ ИЗ ДОЛОРЕС
А что же делать, сеньор священник? — спросил Альенде.
— Напасть на гачупинов (испанцев),— отвечал Идальго.— Я сегодня же призову все население, всех моих терпеливых прихожан...
— Индейцев?! — воскликнул Альенде, поднимаясь со стула.
— Да, я об этом думал уже давно, сеньор капитан.
— Послушайте только,— проговорил Альенде, глядя на Идальго так, как будто этот скромный священник из местечка Долорес оказался вдруг самим Наполеоном,— вот пагубные последствия рассуждений в уединенном кабинете! Что вы говорите, дон Мигель?
— Я уже сказал вам. Поднять индейцев и метисов.
— Во имя господа, знаете ли вы, что делаете? Начнется всеобщая резня!
— Да, сеньор капитан, кровь прольется, потому что никогда еще деспоты не уступали без кровопролития. И все-таки этот материк будет независим!
— II это говорит священник...
— Да, сеньоры, я подниму знамя против тиранов во имя господа и божественной справедливости! Другого пути у нас нет!
Альенде был одаренным офицером. Он понял только одно: другого пути и в самом деле нет. Заговорщики-офицеры мечтали устроить «белую революцию», подобную революциям в Южной Америке. Они хотели организовать военную «хунту» и обойтись, по возможности, без пролития крови. Но кто сейчас будет сражаться с войсками вице-короля? Небольшая группа заговорщиков? «Мы открываем плотину индейской мести,— думал он,— и пусть хранит нас бог!..»
Не так думал Идальго. Величайшей заслугой этого священника было то, что он не поколебался обратиться к индейцам и метисам в то время, как креольские «белые» революционеры в Южной Америке боялись масс и стремились сохранить власть помещиков, плантаторов и церкви. И народ Мексики восстал.
16 сентября 1810 года в пять часов утра небольшой колокол на башне церкви в Долорес, который теперь берегут в Мексике как национальную реликвию, был приведен в движение рукой Идальго.