Далекое и близкое...
РУКОЙ МОЖАЙСКОГО
Вернемся к рисункам Можайского. «Я принялся за карандаш,— писал он издателю В. Тимму,— собрал спасенные с фрегата остатки моего дагерротипного прибора, устроил его и, таким образом, составил порядочный альбом. Часть его (т. е. акварели.— В. В.) вы видели... Надобно сказать, что японцы, чрезмерно любопытные, не раз похищали у меня мои рисунки; на дагерротип же они смотрели со страхом, считая действие его сверхъестественным».
Вероятно, к проекту воспроизведения этого альбома и относится впервые публикуемое нами письмо Можайского от 17 ноября 1860 года, обнаруженное сотрудниками Центральной военно-морской библиотеки. «Господину Библиотекарю библиотеки Гидрографического департамента. Имею честь покорнейше просить Господина Библиотекаря выдать подателю сей записки хранящийся в библиотеке Альбом японских видов, рисованных мною. Имея теперь свободное время, я хочу заняться окончанием некоторых рисунков и дополнением альбома новыми». В конце письма будущий авиаконструктор сообщает, что по болезни не может лично явиться в департамент.
Надо полагать, что Можайский мечтал увидеть свои акварели в журнале Тимма «Русский художественный листок». Но техника репродукции того времени не осилила этой слишком сложной задачи. Было напечатано всего два рисунка, о которых мы говорили выше, конечно, без цвета.
Судьба Александра Можайского трагична. Человек, создавший первый в мире моноплан, умер в безвестности. Газета «Новое время» напечатала в 1890 году мелким шрифтом сухой некролог, состоящий из одних только данных послужного списка Можайского. О самолете не сказано ни слова. О рисунках — тем более.
Акварели, пережившие трагическую катастрофу «Дианы», написаны рукой одного из славнейших сынов нашей Родины.