Далекое и близкое...

ЧЕТЫРЕ ВЫСТРЕЛА

Бус разговорился с театральными служащими, узнал, что вечером в театре ждут президента с женой, и направился к ди­ректору, который вручил ему билет на вечерний спектакль. Затем он прошел в зрительный зал, где Царпло репетиционное оживление. Гарри Хоук повторял комическую сцену, где «аме­риканский кузен» произносит нелепые слова, коверкая на свой лад английский язык. В этом эпизоде он остается один на сцене, и, судя по тексту, его монолог должен был возбудить взрыв сме­ха в публике. Бус улыбнулся и проследовал в пустую правитель­ственную ложу. Он знал эту ложу прекрасно: именно здесь он и его соратники однажды совещались о том, как похитить Лин­кольна и привезти его в расположение мятежников. Но план похищения был оставлен.

Судя по материалам следствия, Бус не потерял ни одной ми­нуты. Он просверлил по бокам входной двери два отверстия, чтобы можно было заложить дверь болтом изнутри. В другой двери, которая непосредственно вела из тамбура в ложу, он проделал дырку. Затем аккуратно собрал с пола опилки и уда­лился из театра.

Штаб-квартира заговорщиков помещалась на улице Эйч в меблированных комнатах вдовы Сэррет. Эта меланхолическая сорокапятилетняя дама с тяжелыми чертами лица была не только хозяйкой гостиницы, но и содержательницей явочной квартиры для агентов Юга. Ее сын Джон когда-то собирался стать богословом, но переменил профессию во время войны и стал шпионом. Здесь не раз появлялись помощники Буса — бывший аптекарь Герольд, бродяга, живший ночной жизнью; Арнольд, бывший солдат южной армии; Пейн, верзила богатыр­ского сложения, дезертировавший солдат-мятежник; О'Лохлин, продавец из продовольственного магазина; Спенглер, рабочий сцены в театре Форда: Ацеродт, лодочник с реки Потомак, и другие.

О существовании шпионского гнезда на улице Эйч догады­вались соседи. Они сообщили о подозрительном заведении вдовы Сэррет в военное министерство еще в феврале 1865 года. Но чи­новники министерства не обратили на это внимания.

Дождавшись начала второго акта, Бус вошел в тамбур пра­вительственной ложи. По весьма странному стечению обстоя­тельств в охране президента находился некий Паркер. Задолго до начала второго акта он покинул свой пост в тамбуре ложи и отправился пьянствовать в соседнюю пивную. В театре не было ни караула, ни агентов разведки, ни полиции. Линкольна никто не охранял.

Бус дождался начала комического монолога Хоука, вошел в ложу и выстрелил в затылок Линкольна. Звук выстрела ма­ленького медного пистолета был слабо слышен в зале, тем более что в этот момент грянул взрыв смеха. Присутствовавшие сообразили, что в президента стреляли, только увидев облачко бе­лого дыма.

Бус быстро перекинулся через барьер ложи и прыгнул на сцену. В этот момент на весь театр прозвучал крик миссис Лин­кольн:

—       Он застрелил президента!

В партере началось смятение. Бус подбежал к рампе и что-то крикнул. Впоследствии утверждали, что он произнес: «Смерть тиранам!» — это был девиз мятежного штата Виргиния. Затем, размахивая кинжалом, он бросился за кулисы. Актер Хоук в ужасе воскликнул: «Боже мой, да это Бус!» Бус знал все за­коулки театра Форда, как свой родной дом. Он выбежал в переу­лок позади здания, вскочил на лошадь и поскакал к мосту через речку Анакостия.

На мосту разыгралась красочная сцена. Начальник патруля сержант Кобб, не зная ничего об убийстве, остановил всадника и спросил:

   Кто вы?

Оглавление