Далекое и близкое...
ЖИВОПИСЕЦ ШЕСТОГО КОНТИНЕНТА
В те времена побывать на 69-м градусе южной широты, несколько раз пересечь Полярный круг да вдобавок совершить кругосветный рейс было редким явлением даже для профессиональных моряков.
«Памятники, воздвигнутые великим людям,— писал Беллинсгаузен,— изгладятся с лица земли все истребляющим временем но остров Петра I и берег Александра I, памятники, современные миру, останутся вечно неприкосновенны от разрушения...»
Павлу Николаевичу Михайлову посчастливилось впервые зарисовать эти никому не известные памятники.
Михайлов не оставил никаких записей, дневников или воспоминаний. Он почти не имел близких друзей. Его современник Свиньин — тоже путешествующий пейзажист — не удержался бы от нескольких томов, описывающих «необыкновенный вояж» в страну южных льдов. Но у Михайлова личность художника как будто намеренно отсутствует в его картинах. Это словно глаз, видящий сиянье в небесах, отсвет льда и уединенную меланхолию необитаемых берегов. Может быть, этот пейзаж соответствовал его личным настроениям, но об этом можно только догадываться. И можно только представить себе уединенную фигуру художника на палубе «Востока», смотрящего вдаль, туда, где слово «юг» означает то, что для нас, людей северного полушария, связано со словом «север»,— ледяное безмолвие, сказочный «край земли» и небеса почти космического великолепия.
«Может быть, более счастливому будущему мореплавателю,— писал молодой энтузиаст Новосильский,— и столь же отважному, как наш начальник, вековые горы льда, от бури или от других причин расступившись в этом месте, дадут дорогу к таинственному берегу!»
Почти сто лет спустя на этом берегу снова побывали русские люди. В 1911 году русский моряк А. С. Кучин, уроженец поморского села Кушерека близ Онеги, сошел на берег в Китовой бухте с борта известного парусника «Фрам», руководимого Руалом Амундсеном. Это был единственный русский на борту норвежского корабля. В то же время участниками полярной экспедиции Роберта Скотта на барке «Терра Нова», шедшем под английским флагом, были русские Д. Горев и А. Омельченко. Они сопровождали экспедицию Скотта в глубину Антарктиды.
Год за годом советские исследователи, оснащенные могучей отечественной техникой, проникают в самую глубину Антарктиды — шестую часть света. Сейчас объективы фото- и киноаппаратов выполняют работу «художника по живописной части». Но искусство Михайлова все еще живет и словно говорит с нами через полтораста лет с листов музейного альбома.