Далекое и близкое...

ЖИВОПИСЕЦ ШЕСТОГО КОНТИНЕНТА

«Вид ледяных островов». Бегут быстрые, угрюмые облака на фоне холодного, голубого неба. Внизу причудливые очерта­ния айсбергов. Фигурки людей: кто рубит лед, кто охотится за птицами... На ледяных громадах — русские матросы в черных бушлатах. Все в движении: и облака, и волны, и люди.

«Южное сияние». Мачты шлюпа на фоне ледяных громадин кажутся низкорослым тростником. Над айсбергами пышным фейерверком разрезают небо сполохи. Над всем висит романти­ческий колорит полярной ночи.

Невольно приковывает внимание зарисовка альбатроса. Она выполнена с необыкновенной точностью. В деталях Михайлов был скрупулезным художником. Рисуя нерп, он даже указывает их размер. Тщательно выписана фигура «хохлатого пингвина», этого коренного жителя Антарктиды, которого русские моряки видели впервые.

«Завтрак короля О-Таитского». Работа сделана на острове Таити, далеко от Полярного круга. Здесь нет холодного велико­лепия Антарктики и краски теплеют. Но точность необыкновен­ная: и величественное спокойствие короля, которое распростра­няется даже на складки его одежды, и несколько напряженные позы русских офицеров, которым приходится сидеть на мучи­тельно низких скамеечках. Слева — человек в штатском платье, очевидно, сам художник.

Но, пожалуй, лучший лист альбома — легко и изящно выпол­ненный «Вид острова Маквари» (Макуори) в Тихом океане. От этой акварели так и веет вольным ветром дальних берегов. Стая удивленных пингвинов и грациозные силуэты рангоутов русских парусников на бурном море, среди серых скал, поросших тра­вой. Кажется, что видишь, как качаются на волнах шлюпы.

Точная инструкция Академии художеств требовала от ху­дожников — участников экспедиций — абсолютной верности изображения: «Избегать, чтоб виденное дополнять или украшать воображением».

Михайлов так старался вырисовывать каждое перышко птиц и каждую чешуйку рыб еще и потому, что в экспедиции по случайным причинам не оказалось «студентов по части есте­ственной истории», и художнику пришлось их заменить. Кроме того, «художник по живописной части» был и топографом. Его многочисленные зарисовки Южных Шотландских островов до сих пор используются в английских лоциях как точный мате­риал.

Трудно сказать, сколько бурь, штормов и опасностей видел этот альбом, скромно лежащий на полке Исторического музея. Вероятно, и бешеные ураганы «рычащих сороковых широт», и шквалы Атлантики, и холодные стены полярных туманов, и не­слышный ход ледяных гор, подкрадывавшихся ночью к деревян­ным бортам кораблей, и внезапные снегопады, тяжело навали­вавшиеся на такелаж шлюпов. Русские мореплаватели показали миру высокий класс кораблевождения. Анонимный автор книги «Южный полюс», изданной в 1853 году (впоследствии выясни­лось, что это был участник экспедиции мичман Новосильский), с восторгом описывает, как командир «Мирного» М. П. Лазарев, обладавший необыкновенным глазомером, провел свой шлюп возле ледяной горы, сделав искусный поворот, без которого корабль, несомненно, «чиркнул» бы своим бушпритом по льду.

 


 

Рассматривая рисунки Михайлова, мы убеждаемся в том, как превосходно работал этот художник-путешественник, не остав­лявший кисти, пера и карандаша ни в какую погоду и ни при каких обстоятельствах.

12[3]4
Оглавление