Далекое и близкое...

СВЕТЛАЯ ЗВЕЗДА НА ГОРИЗОНТЕ

Тревога оказалась напрасной. Мехари прошли вдоль одно­образного горизонта и растаяли вдалеке. Проводник гортанно крикнул. Снова зазвякали бубенцы — караван тронулся в даль­ний путь.

*

Братья Чернецовы половину жизни провели в странствиях. Для русских художников того времени поездки для «съемки» пейзажей были неизбежны. В самых недоступных и далеких местах, на горных вершинах, в ущельях, над водопадами, на морских берегах, на палубах кораблей, в тропических джунглях и полярных тундрах можно было увидеть фигуры, одетые то в брезентовые куртки, то в оленьи парки,— фигуры, сидящие на раскладных походных табуретах перед мольбертами и наклады­вающие краски на холст.

Сначала был «прикладной пейзаж»: дворцы, набережные, исторические памятники, парады, сражения. Постепенно эле­менты «прикладного пейзажа» стали отходить на задний план. На передний план выдвинулась природа, а природа все­гда воскрешает перед нашим внутренним взором образ сво­боды.

Художники начали наносить на полотно величие родного края — его горы, реки, моря, города, села, а вместе с ними — и крестьянские избы, и народные сцены.

Творческий путь старшего из братьев Чернецовых — Григо­рия — в этом отношении типичен. Как ни странно, но самым знаменитым из его произведений была не картина, а часть кар­тины.

Вся громадная картина изображала парад на Царицыном Лугу (т. е. на Марсовом Поле в Петербурге) 6 октября 1831 го­да. Григорий Чернецов, мастер далекой перспективы, широко воплотил на полотне «лоскутья сих знамен победных, сиянье шапок этих медных». В качестве зрителей на параде были изо­бражены 223 человека, в том числе писатели Пушкин, Гнедич, Жуковский и Крылов. На оригинале картины среди писате­лей были еще фигуры гравера Уткина и художника Венециа­нова.

Но... картина не понравилась Николаю I. Не понравилась именно потому, что стройные ряды кавалерии послужили лишь фоном для писателей, актеров, художников и всевозможных лю­дей «простого звания». Зато в передовых слоях общества писательская группа имела такой успех, что Чернецов пере­писал литераторов на новое полотно, удалив Уткина и Вене­цианова.

Известный писатель П. А. Вяземский послал копию этой картины И. И. Дмитриеву в подарок «для кабинета» знамени­того баснописца. «Вы, вероятно, видели эту картину в Эрмита­же»,— писал Вяземский.

Никанор — младший брат Григория — в это время путешест­вуя по Кавказу, работал неустанно (70 акварелей горной Гру­зии, Тифлиса и Черноморского побережья для себя и 50 «для других особ»). С Кавказа его вызвал прославленный пушкин­ской эпиграммой «полу-милорд, полу-купец», князь М. С. Ворон­цов и направил в свое имение, в Алупку. Никанор стал писать еще мало изученный Крым — Мисхор, Гурзуф, Феодосию, та­тарские сакли, греческих рыбаков, скалы, песчаные берега, гор­батую спину Аю-Дага, пестрые восточные базары.

 «Санкт-Петербургские ведомости» за 1839 год описывали как курьезную новинку путешествие братьев Чернецовых по Волге «в плавающем доме», с парусами и веслами. Братья сде­лали две тысячи рисунков берегов великой реки, зарисовали все типы волжских судов, нижегородскую ярмарку, жигулевские дали, бывшую столицу Золотой Орды и т. д. Они плыли шесть месяцев и добрались до Астрахани уже в ледостав. Впослед­ствии из этих эскизов была сделана огромная панорама Волги длиной в 700 метров, но царь не заинтересовался этой невероят­ной по масштабу работой и повелел сдать ее в Эрмитаж, где она... пропала и лишь недавно была найдена в библиотеке имени Салтыкова-Щедрина в Ленинграде.

1[2]345
Оглавление