Далекое и близкое...
СВЕТЛАЯ ЗВЕЗДА НА ГОРИЗОНТЕ
Тревога оказалась напрасной. Мехари прошли вдоль однообразного горизонта и растаяли вдалеке. Проводник гортанно крикнул. Снова зазвякали бубенцы — караван тронулся в дальний путь.
*
Братья Чернецовы половину жизни провели в странствиях. Для русских художников того времени поездки для «съемки» пейзажей были неизбежны. В самых недоступных и далеких местах, на горных вершинах, в ущельях, над водопадами, на морских берегах, на палубах кораблей, в тропических джунглях и полярных тундрах можно было увидеть фигуры, одетые то в брезентовые куртки, то в оленьи парки,— фигуры, сидящие на раскладных походных табуретах перед мольбертами и накладывающие краски на холст.
Сначала был «прикладной пейзаж»: дворцы, набережные, исторические памятники, парады, сражения. Постепенно элементы «прикладного пейзажа» стали отходить на задний план. На передний план выдвинулась природа, а природа всегда воскрешает перед нашим внутренним взором образ свободы.
Художники начали наносить на полотно величие родного края — его горы, реки, моря, города, села, а вместе с ними — и крестьянские избы, и народные сцены.
Творческий путь старшего из братьев Чернецовых — Григория — в этом отношении типичен. Как ни странно, но самым знаменитым из его произведений была не картина, а часть картины.
Вся громадная картина изображала парад на Царицыном Лугу (т. е. на Марсовом Поле в Петербурге) 6 октября 1831 года. Григорий Чернецов, мастер далекой перспективы, широко воплотил на полотне «лоскутья сих знамен победных, сиянье шапок этих медных». В качестве зрителей на параде были изображены 223 человека, в том числе писатели Пушкин, Гнедич, Жуковский и Крылов. На оригинале картины среди писателей были еще фигуры гравера Уткина и художника Венецианова.
Но... картина не понравилась Николаю I. Не понравилась именно потому, что стройные ряды кавалерии послужили лишь фоном для писателей, актеров, художников и всевозможных людей «простого звания». Зато в передовых слоях общества писательская группа имела такой успех, что Чернецов переписал литераторов на новое полотно, удалив Уткина и Венецианова.
Известный писатель П. А. Вяземский послал копию этой картины И. И. Дмитриеву в подарок «для кабинета» знаменитого баснописца. «Вы, вероятно, видели эту картину в Эрмитаже»,— писал Вяземский.
Никанор — младший брат Григория — в это время путешествуя по Кавказу, работал неустанно (70 акварелей горной Грузии, Тифлиса и Черноморского побережья для себя и 50 «для других особ»). С Кавказа его вызвал прославленный пушкинской эпиграммой «полу-милорд, полу-купец», князь М. С. Воронцов и направил в свое имение, в Алупку. Никанор стал писать еще мало изученный Крым — Мисхор, Гурзуф, Феодосию, татарские сакли, греческих рыбаков, скалы, песчаные берега, горбатую спину Аю-Дага, пестрые восточные базары.
«Санкт-Петербургские ведомости» за 1839 год описывали как курьезную новинку путешествие братьев Чернецовых по Волге «в плавающем доме», с парусами и веслами. Братья сделали две тысячи рисунков берегов великой реки, зарисовали все типы волжских судов, нижегородскую ярмарку, жигулевские дали, бывшую столицу Золотой Орды и т. д. Они плыли шесть месяцев и добрались до Астрахани уже в ледостав. Впоследствии из этих эскизов была сделана огромная панорама Волги длиной в 700 метров, но царь не заинтересовался этой невероятной по масштабу работой и повелел сдать ее в Эрмитаж, где она... пропала и лишь недавно была найдена в библиотеке имени Салтыкова-Щедрина в Ленинграде.