Далекое и близкое...

СВЕТЛАЯ ЗВЕЗДА НА ГОРИЗОНТЕ

В пустыне Поликарпу стало еще хуже. Никакие усилия не могли восстановить его здоровье. Он скончался, как тогда говорили, «от трудностей климата» и был похоронен в Иеруса­лиме.

Братья продолжали путешествие. Плоды их долгой работы:

«Мертвое море на рассвете, суровая каменистая пустыня, среди которой сверкает зеркало густо-соленой воды. Зеленая гора Кармель, откуда открывается вид на лазурь другого моря — Средиземного. Грациозные силуэты финиковых пальм Га­лилеи.

Назарет... Тивериада... Акка... Бейрут... Стамбул... Братья вернулись в Россию только в 1844 году. «...Так окончилось пу­тешествие наше на Восток,— писали Чернецовы,— идея о нем родилась еще в детстве нашем... Какое-то тайное предчувствие нас манило и постепенно приготовляло к сему, и не было оно напрасным: желание быть на Востоке осуществилось».

Газета «Северная пчела» отметила прибытие художников замечанием: «Чернецовы совершили подвиг замечательный, важный и знают это только про себя... Без сомнения, просвещен­ная публика их поддержит...»

В предисловии к дневнику Чернецовы писали: «Окончив посильный труд свой «Путевые записки по Востоку», которые не что иное, как рассказ русских художников о виденном и слышанном ими в этом путешествии, и, приведя все в порядок, путешественники присовокупили к сему рисунки, как более спо­собствующие к объяснению многих предметов, для описания ко­торых иногда недостаточно одних слов...»

Однако книга не увидела света.

Попытка выпустить литографированный альбом также не имела успеха. Издание оказалось дорогим и невыгодным. Поло­жение Чернецовых было бедственным.

Годы шли, менялись цари, но материальное положение братьев Чернецовых нисколько не улучшалось. После «подвига замечательного» они остались в бедности. Таков уж был жре­бий русского художника!

Да и кто они были? Сыновья безвестного богомаза из мещан безвестного же городка Луха Костромской губернии.

Стоя у широких окон Академии художеств и глядя на Неву, заставленную баржами, два сгорбленных и преждевременно состарившихся художника вспоминали свое детство. По словам «Художественной газеты» братья «пытались попасть в семина­рию, но не посчастливилось; дети остались при одной грамоте...» Григорий рисовал «сперва по стенам и заборам», пока его не заметил случайно заехавший в Лух П. П. Свиньин, считавший себя покровителем русских художников, и устроил Григория «посторонним учеником» академии. О Никаноре позаботился член «Общества поощрения художников» В. И. Григорович. Жили бедно и трудились от рассвета до заката. Так же тру­дились они и в старости. Григорий скончался в 1865 году. Скудных средств Никанора на похороны брата еле хватило, и ему было выдано «поощрение» в 300 рублей. Сам он умер в 1879 году в полной нищете.

В. Стасов в статье «Художественная статистика» привел длиннейший список живописцев из крестьян, солдат, ремеслен­ников, рабочих, мещан, включая представителей национальных меньшинств. Под рубрикой «Сыновья мещан» рядом с Крамским значатся Григорий и Никанор Чернецовы.

«Наши юноши-художники,— писал Стасов,— хватались за карандаш и кисть, выползая бог знает из каких нор и трущоб, шагая вперед через невесть какие беды, лишения и несчастья — все же шагали, все же доходили до того, что светилось их свет­лой звездой на горизонте».

 

123[4]5
Оглавление