Далекое и близкое...
РУССКИЙ ИНДИЕЦ
В рукописном отделе Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина хранятся крошечные листки почтовой бумаги сороковых годов прошлого века, на которых крайне неразборчивым почерком русского писателя Вельтмана написано что-то про Индию. Нам пришлось потратить много времени, пока с помощью сильной лупы удалось расшифровать эти пострадавшие от времени
строки: «В разделе же словесности 2-ой статьей поместите «Путешествие по Индии» князя Салтыкова». Письмо адресовано редактору журнала «Москвитянин» историку М. Погодину.
Появление в 1850 году полного текста «Писем об Индии» Алексея Дмитриевича Салтыкова было литературной сенсацией, хотя первые отрывки из этих писем появились в журнале «Современник» по инициативе поэта П. А. Вяземского еще в 1841 году, во время путешествия автора.
Несмотря на старинные культурные связи между Россией и Индией, русские путешественники попадали в страну к югу от Гималаев крайне редко. Английские власти смотрели на любого русского человека в Индии как на потенциального шпиона. Такого же «звания» удостоился и Салтыков.
А. Д. Салтыков был примечательной личностью 40—50-х годов прошлого века. В течение семнадцати лет он был дипломатической «перелетной птицей», непрерывно менял места службы: Турция, Греция, Англия, Италия, Персия. При этом он не имел склонности к дипломатии. Им овладела другая страсть — рисование. В 1840 году он ушел со службы и посвятил себя изобразительному искусству.
С детства Салтыков увлекался Востоком. По его собственным словам, на детское воображение подействовали рисунки художника Орловского, который красочно изображал Кавказ. Но еще большее впечатление на одиннадцатилетнего юношу произвело появление в 1816 году в Петербурге известного персидского посольства Фетх-Али Шаха, сопровождаемого слонами и пышно разодетой свитой.
Некий «лифляндский дворянин» Ленц, печатавший в 1878 году свои воспоминания в немецкой «Петербургской газете», описывает визит к Салтыкову, который занимал целый этаж в знаменитой гостинице Демута. Хозяин был одет в широкие красные панталоны и турецкие желтые туфли. На столе лежала карта Индии, на которую были нанесены сложнейшие маршруты Салтыкова по всему полуострову. Салтыков показывал гостям бесчисленное множество предметов, вывезенных из Индии, и сотни рисунков.
— Я путешественник-рисовальщик,— сказал Салтыков,— я не гожусь в гостиные, где меня спрашивают, что такое Индия. В этих словах выражено призвание Салтыкова. Он не претендовал на звание мастера живописи. Он разъезжал по Индии, вглядываясь во встречные лица, рисовал карандашом, писал акварелью и пастелью. Маршрут его нелегко обозначить. Побывав в Бомбее, он направился морем на Цейлон, а оттуда в Южную Индию, которую объездил во всех направлениях. Далее путь его лежал в Калькутту — Бенарес — Дели, затем в Лахор, оттуда в Гималаи и, наконец, на барке по реке Инд и снова в Бомбей. Через два года он объехал полуостров вторично. Первое путешествие заняло два года (1841 —1843), второе — год (1845-1846).
Следует отметить, что такие длительные поездки по Индии в те времена были далеко не безопасными. Не говоря о непривычном климате, о солнечных ударах, о тропических лихорадках, о неудобствах транспорта (барки, паланкины, несомые носильщиками, спины слонов), период для путешествий был тревожным и трудным.
Железная пята английских колонизаторов топтала полуостров, превращая феодальные княжества в вассалов «Ост-Индской компании» и обрекая страну древнейшей цивилизации на полный застой и упадок.