Далекое и близкое...
РУССКИЙ ИНДИЕЦ
От глаза путешествующего художника не могла укрыться филигранная тонкость и четкость работы индийских ремесленников.
Салтыков был неизменным посетителем самых мелких мастерских, расположенных словно соты пчелиного улья возле городских ворот. Он молча вглядывался в работу чеканщиков и серебряников, день-деньской постукивающих молоточком по тончайшим узорам, которые ни один европеец не разобрал бы без помощи увеличительного стекла. Он бывал в ковровых мастерских, где в воздухе, насыщенном пылью, смуглые руки женщин ткали узоры нитями семи-восьми цветов. В Лахоре он увлекался работой седельщиков и шорников. В Мадрасе — изготовлением циновок и ширм. В Калькутте — производством эмалированной посуды. В Дели он посещал ювелиров, в Амритсаре — оружейников. Его слуга уже не сам носил бесконечные покупки, а нанимал носильщиков и конвоировал домой целые пирамиды тюков и коробок. Не удивительно, что после возвращения из Индии дом Салтыкова в Париже был похож не то на музей, не то на лавку продавца древностей. Следует заметить, что в те времена подлинно научных собраний индийских вещей не было не только во Франции, но и в Англии. Были лишь в беспорядке нахватанные в колониях сувениры и драгоценности.
Особо отмечает Салтыков кротость индийского народа. И при такой его кротости индийские солдаты, но словам Салтыкова, «поражают своей безукоризненной храбростью... Вообще индийцы, даже самый низший класс народа, и смышленее, и ловче итальянцев...»
Красочная природа Индии покорила художника не менее, чем ее прекрасный народ, величавый в своей простоте. Таинственный полумрак джунглей, статные фигуры мужчин и женщин, факелы в густых рощах, пестрая сутолока городов — все это увлекало Салтыкова. Он не расставался с кистью и карандашом. С восторгом человека искусства описывает он Бенарес с его «всадниками на выкрашенных хиною и индигою конях, с продетым через плечо луком и стрелами, без колчана за спиной, словно мифологические боги».
Салтыков любуется улицами индийского священного города. «Белые, горбатые телята с цветочными венками на головах... Слон в своей странной сбруе, с трудом и грохотом пробирающийся промеж теснящих друг друга храмов, домов, балконов и лавок... Ловкий всадник в чалме из золотого или серебряного газа, в кашемировой шали, накинутой на плечо, на бешеном коне, с целой ватагой рабов, вооруженных саблями и пиками... Здесь есть на что посмотреть — от заклинателей, показывающих ручных змей, до дрессировщиков со сворой ручных леопардов...»
В Дели Салтыков был представлен англичанами Великому Моголу. Он вручил последнему потомку мусульманских императоров, завоевавших когда-то Индию, три червонца. Монарх «собственными руками возложил мне на голову блистательную диадему, надел на шею жемчужное ожерелье и пожаловал мне почетную шпагу. За каждым из этих даров я всовывал по червонцу в руку его, так, как в Англии делают то с докторами».
Но на следующий день выяснились удивительные вещи. «Не полагая слишком высокой ценности этим подаркам падшего Могола, я все-таки не ожидал, что, снимая великолепную диадему, увижу что-то похожее на сусальный пряник из самого дрянного стекла, так дурно сделанный, что она разваливалась в руках; я должен был тотчас же отдать кое-как чинить ее на тамошнем рынке. Жемчужное ожерелье было также из стекла». Но самое курьезное во всем этом «царском приеме» было то, что на следующий день к Салтыкову явился чиновник-оценщик «Ост-Индской компании». Оказалось, что одаренные Великим Моголом гости должны отдавать свои подарки компании. Поглядев на «сусальный пряник из самого дрянного стекла», чиновник покачал головой, пожаловался на жару, выпил стакан апельсиновой воды и ушел.
Ничего удивительного в этом нет. Властитель «страны алмазов» был беден. Власть его простиралась только на собственный дворец. «Остальные его владения принадлежат англичанам,— сообщает Салтыков,— которые уплачивают ему до четырех миллионов ассигнациями в год; при дурной распорядительности и преогромном семействе Могола эта сумма слишком незначительна...»