Далекое и близкое...
ЧЕСТНЫЙ ЭЙБ ИЗ БЕЛОГО ДОМА
|
Великий американский поэт Уолт Уитмен писал в 1856 году: «Я был бы чрезвычайно рад, если бы какой-нибудь американский кузнец или лодочник — храбрый, умный, бывалый, здоровый бородач средних лет, с загорелыми руками, лицом и грудью, в опрятном рабочем костюме, пришел бы с Запада, из-за Аллеганских гор, и занял пост президента; я голосовал бы, конечно, за такого человека, обладай он должными достоинствами, предпочтя его всем остальным кандидатам».
Эти слова Уолта Уитмена были мыслями и надеждой всех простых людей Америки. И мечта стала явно — 6 ноября 1860 года президентом США был избран лесоруб из штата Иллинойс Авраам Линкольн.
Пожелтевшие иллюстрированные журналы того времени изображают перевыборную кампанию 1860 года по-разному: на одних картинках изящные джентльмены в цилиндрах призывают голосовать за демократов; на других — люди с простонародными лицами, в кепи и пелеринах военного образца, несут фонари с надписями: «Голосуйте за честного, старого Эйба!» — это агитаторы Линкольна.
Старый Эйб на самом деле был еще не стар — ему минул 51 год. Он и не дожил до старости — погиб на своем посту через пять лет.
Партия Линкольна, партия республиканцев, была совсем молода — ей было всего шесть лет от роду. В то время это была партия прогресса. Она решительно выступала против рабства негров и за распределение земель Дальнего Запада между фермерами.
Демократы стояли за сохранение рабства и распространение его на западные земли. Южные демократы-плантаторы требовали, чтобы вся Америка была покорена силой оружия и превращена в рабовладельческий материк Они имели в виду не только США, но и Кубу, и Мексику, и вообще всю Латинскую Америку. Эти откровенные реакционеры свирепо ненавидели аболиционистов — противников рабства. Доктор Торнуэлл, руководивший «просвещением» в штате Южная Каролина, заявил в 1850 году:
«Сторонами в этом конфликте выступают не просто аболиционисты и рабовладельцы, но атеисты, социалисты, коммунисты, крайние республиканцы и якобинцы, с одной стороны, и друзья порядка и регламентированной свободы — с другой. Другими словами, мир является полем битвы, где христианство сражается с атеизмом и где на карту поставлен прогресс всего человечества».
Если б доктор Торнуэлл послал свое заявление в некоторые нынешние американские газеты, вряд ли в их редакциях заподозрили бы, что эти слова написаны более ста лет назад.
Несколько лет спустя лидер южан Александр Стивене объявил, что «руководящими идеями Юга, его основанием и краеугольным камнем является великая истина, что негр не равен белому человеку; что подчинение высшей расе есть его естественное и моральное состояние».
Линкольн был поставлен историей во главе простого народа Америки, который в 1861 году восстал против «великих истин» расизма с оружием в руках..
Писательница Гарриет Бичер-Стоу, автор «Хижины дяди Тома», так описывала старого Эйба: