Далекое и близкое...

ЧЕСТНЫЙ ЭЙБ ИЗ БЕЛОГО ДОМА

 


 

Великий американский поэт Уолт Уитмен писал в 1856 году: «Я был бы чрезвы­чайно рад, если бы какой-нибудь аме­риканский кузнец или лодочник — храб­рый, умный, бывалый, здоровый боро­дач средних лет, с загорелыми руками, лицом и грудью, в опрятном рабочем ко­стюме, пришел бы с Запада, из-за Ал­леганских гор, и занял пост президента; я голосовал бы, конечно, за такого человека, обладай он должными достоинствами, предпочтя его всем остальным кандидатам».

Эти слова Уолта Уитмена были мыслями и надеждой всех простых людей Америки. И мечта стала явно — 6 ноября 1860 года президентом США был избран лесоруб из штата Иллинойс Авраам Линкольн.

Пожелтевшие иллюстрированные журналы того времени изображают перевыборную кампанию 1860 года по-разному: на одних картинках изящные джентльмены в цилиндрах призыва­ют голосовать за демократов; на других — люди с простонарод­ными лицами, в кепи и пелеринах военного образца, несут фо­нари с надписями: «Голосуйте за честного, старого Эйба!» — это агитаторы Линкольна.

Старый Эйб на самом деле был еще не стар — ему минул 51 год. Он и не дожил до старости — погиб на своем посту че­рез пять лет.

Партия Линкольна, партия республиканцев, была совсем молода — ей было всего шесть лет от роду. В то время это была партия прогресса. Она решительно выступала против рабства негров и за распределение земель Дальнего Запада между фермерами.

Демократы стояли за сохранение рабства и распространение его на западные земли. Южные демократы-плантаторы требо­вали, чтобы вся Америка была покорена силой оружия и прев­ращена в рабовладельческий материк Они имели в виду не только США, но и Кубу, и Мексику, и вообще всю Латинскую Америку. Эти откровенные реакционеры свирепо ненавидели аболиционистов — противников рабства. Доктор Торнуэлл, ру­ководивший «просвещением» в штате Южная Каролина, заявил в 1850 году:

«Сторонами в этом конфликте выступают не просто аболи­ционисты и рабовладельцы, но атеисты, социалисты, коммунис­ты, крайние республиканцы и якобинцы, с одной стороны, и друзья порядка и регламентированной свободы — с другой. Другими словами, мир является полем битвы, где христианство сражается с атеизмом и где на карту поставлен прогресс всего человечества».

Если б доктор Торнуэлл послал свое заявление в некото­рые нынешние американские газеты, вряд ли в их редак­циях заподозрили бы, что эти слова написаны более ста лет назад.

Несколько лет спустя лидер южан Александр Стивене объ­явил, что «руководящими идеями Юга, его основанием и крае­угольным камнем является великая истина, что негр не равен белому человеку; что подчинение высшей расе есть его есте­ственное и моральное состояние».

Линкольн был поставлен историей во главе простого народа Америки, который в 1861 году восстал против «великих истин» расизма с оружием в руках..

Писательница Гарриет Бичер-Стоу, автор «Хижины дяди Тома», так описывала старого Эйба:

[1]234
Оглавление