Далекое и близкое...

«КОНДУКТОР ПОДЗЕМКИ»

 


 

В 50-х годах прошлого столетия на многих перекрестках дорог на юге США висело объявление, украшенное фигуркой бег­лого негра с котомкой за плечами и обе­щавшее премию в две тысячи долларов тому, кто доставит властям, цветную женщину Гарриет Табмен, рабыню, бе­жавшую из поместья в штате Мэри­ленд,— опасную преступницу, выступав­шую против законно установленного по­рядка.

В объявлении не было сказано, какие именно преступления совершила «беглая Табмен», но любой опытный читатель без труда понял бы, в чем тут дело: Гарриет Табмен была агентом «подземной железной дороги», той дороги, у. которой не было ни одного вагона и ни единого метра путей.

В нескольких штатах Юга негры тайно называли Гарриет своим «Моисеем» и нетерпеливо ждали, что «пророк» придет за ними и уведет на свободу из «дома рабства».

Американские историки-«либералы» любят внушать неграм, что их сто лет тому назад освободили «добрые и благородные белые» и что без этих «добряков» негры до сих пор работали бы на плантациях под бичом надсмотрщика.

Это развязная фарисейская ложь.

Негры никогда не мирились с цепями рабства. Восстания рабов на Юге исчисляются сотнями. Плантаторы трепетали при упоминании о Нате Тэрнере — негритянском вожде, который поднял восстание в августе 1831 года с семью десятками воору­женных пиками «цветных». Рабовладельцы с трудом справились с повстанцами. Пат скрывался в пещере два месяца, был схва­чен и немедленно повешен. После этого против негров были приняты «меры», которые сделали бы честь любому гитлеровско­му гаулейтеру: было категорически запрещено обучать цветных грамоте, рассказывать им о пророке Моисее, разрешать им «шептаться с другими рабами» и даже допускать их в цер­ковь. «Полевые» негры должны были во время работы петь, чтобы надсмотрщик постоянно слышал голоса своих подчинен­ных.

«Подземная железная дорога» возникла в 40-х годах. Это, как уже упоминалось, была подпольная организация белых и негров с целью содействовать побегам рабов на Север и за гра­ницу. История этой «дороги» полна самыми: удивительными примерами мужества, находчивости, выносливости н любви к свободе.

На всю Америку прогремел побег Элен Крафт, двадцатишестилетней мулатки с очень светлой кожей, которая переоде­лась «светлым молодым человеком», а своего мужа-негра выда­вала за «слугу». Супруги проехали больше двух тысяч ки­лометров. Элен забинтовала правую руку, ссылаясь на «ревматизм». Это избавило ее от необходимости расписываться в книгах гостиниц (она была неграмотная). Оба благополучно пе­ресекли канадскую границу.

На «подземной железной дороге» Гарриет Табмен была «кондуктором». Это значило, что по нескольку раз в год она проникала на Юг и вывозила оттуда целые семьи рабов. Опасности профессии «кондуктора» нет нужды преувеличивать. Один из историков «подземной дороги» красочно рассказывает: «Особенно опасным было передвижение на Юге, где беглецы, ориентируясь только на Полярную звезду, передвигались ночью через покрытые жнивьем поля или пробирались через неведомые леса. Многим приходилось пересекать вплавь или вброд все ре­ки к северу от штатов Мексиканского залива до Огайо. Сколь­ко их было схвачено отрядами охотников за беглыми или по­гибло в пути, никогда не будет известно».

[1]23
Оглавление